Логотип Автор24реферат
Задать вопрос
Статья на тему: Русская эмиграция и учебно-образовательные центры во Франции в 1920-1930 гг
72%
Уникальность
Аа
20915 символов
Категория
История
Статья

Русская эмиграция и учебно-образовательные центры во Франции в 1920-1930 гг

Русская эмиграция и учебно-образовательные центры во Франции в 1920-1930 гг .doc

Зарегистрируйся в два клика и получи неограниченный доступ к материалам,а также промокод Эмоджи на новый заказ в Автор24. Это бесплатно.

В результате массовой эмиграции первой волны во Франции нашли пристанище ученые разных специальностей и научных интересов. Пути, которые привели их во Францию были разными. Одни ученые уезжали сами, в надежде пережить бурные времена социальных потрясений в более спокойном месте.
Например, во Франции после революции оказался Алексей Николаевич Анцыферов, ученый-экономист, доктор политической экономики и статистики, кооператор, педагог. После начала Гражданской войны он решил уехать подальше от «смутного времени» и использовать это время для научной деятельности за рубежом. С этой целью он выхлопотал себе зарубежную командировку, заручившись поддержкой Харьковского и Донских университетов, который отправил его в Ростов – на – Дону. Командировочное удостоверение было подписано адмиралом Колчаком, который в тот момент считался Верховным правителем России.
Тем временем, Красная Армия отрезала Ростов от Харькова, поэтому Алексей Николаевич с женой отправился в Новороссийск, где в британском посольстве получил заграничный паспорт и отправился в Константинополь, затем в Голландию. За полтора года ученый объехал Сербию, Болгарию, Чехословакию, Италию, пока не остановился в 1920 году в Париже.
Но были случае, когда Россию ученые покидали и не по доброй воле. В 1921 г. в Советской России, в Петрограде была раскрыта организация, которая якобы готовила «переворот». По ее делу было арестовано свыше 200 человек: ученых, писателей, деятелей культуры. В их числе был ученый-химик М. М. Тихвинский, поэт Н. Гумилев.
Репрессии в отношении интеллигенции заставили многих деятелей науки задуматься об эмиграции. Со своей стороны советское правительство готовило акт массовой высылки деятелей науки и культуры. В 1922 г. вновь на интеллигенцию обрушились репрессии, в ходе которых массовым арестам подверглись ученые разных специальностей, в том числе и звезды первой величины. Были арестованы и без суда высланы из страны философы Н. А. Бердяев, С. Франк, Н. Лосский и др.; ректоры Московского и Петербургского университетов: зоолог М. Новиков, философ Л. Карсавин, математик В. В. Стратонов, социолог П. Сорокин, историки А. Кизеветтер и другие на так называемом «Философском пароходе.
Многие из вышеперечисленных ученых, например, Н. Бердяев, С. Франк, философ Л. Карсавин, оказались в Париже.
Таким образом, во французской столице собралась достаточно большая русская диаспора русских, среди которых было много деятелей науки и культуры. Перед ним стояли проблемы профессиональной, социальной, культурной и психологической адаптации на чужбине. Как уже ранее отмечалось, кроме моральных проблем, они испытывали значительные материальные затруднения.
Хотя,  Волошина, Валентина Юрьевна в своем исследовании «Социальная адаптация ученых-эмигрантов в 1920-1930-е гг.», проведя всестороннее изучение проблем адаптации русских ученых на Западе, отмечала, что для ученых материальные стимулы уступали место научным. Поэтому «возвращение к полноценному интеллектуальному труду являлось залогом восстановления психологического равновесия ученых. Продолжить полноценные научные изыскания было невозможно вне научного сообщества». Из чего следовала задача создания русских научных сообществ, которые бы позволили ученым адаптироваться и реализовать себя. Тем более, как отмечается в том же исследовании, «ученые не всегда могли вписаться в научную среду страны обитания.
Была и еще одна причина, которая стимулировала русских ученых создавать русские научные организации. Оказавшиеся за рубежом ученые сначала надеялись, что большевицкий режим рухнет, и они вернутся домой. Поэтому определи для себя, кроме профессиональной реализации на новом месте, первоочередную задачу – сохранить русский научный язык и традиции русской академической науки, чтобы после освобождения Родины от большевиков сделать научные достижения этого периода и достоянием своей страны.
При реализации поставленных задач русские ученые проявили выдающиеся организаторские способности. Они создавали научные сообщества, основывали высшие учебные заведения, организовывали издание научных журналов на русском языке, создавали общественные объединений российских ученых в эмиграции.
Одним из наиболее успешных научных учреждений, которые были основаны русскими учеными в эмиграции, являлась Религиозно-философская академия, которую организовал Бердяев сначала в Берлине, а потом перебрался в Париж. Он же принял участие в создании Русского научного института, способствовал становлению Русского студенческого христианского движения. В 1925 г. Н. А. Бердяев стал ректором, основанного им журнала «Путь», ставшим философским органом российской эмиграции. Этот журнал стал проводником в западноевропейский мир русских философских идей и русской культуры.
В эмиграции и сам Н. А. Бердяев стал своеобразным «посредником» между русским и западноевропейским научным миром. Эту миссию ему позволило выполнять мировая известность. Николай Александрович знакомиться с ведущими западными мыслителями, с М. Шелером, Кейзерлингом, Ж. Маритеном, Г. О. Марселем, Л. Лавелем и другими, устраивает межконфессиональные встречи католиков, протестантов и православных, участвует в философских собраниях и конгрессах.
Уже упомянутый А. Н. Анцыферов также принимал активное участие в научной и общественной жизни русского научного сообщества

Зарегистрируйся, чтобы продолжить изучение работы

. В 1925 г. он при русской секции юридического факультета Парижского университета (Сорбонна) основал семинар по теории политической экономии и статистики, который вошел затем в официальную программу русского преподавания при университете. В период с 1925 по 1949 годы профессор руководил семинаром по углубленному изучению экономики и правоведения. Это позволяло выпускниками русской высшей школы подготовиться к научной деятельности.
Знаменитый П.П. Гронский с 1921 г преподавал историю русского права на юридическом факультете Русского отделения Парижского университета, читал лекции на Высших курсах Русской академической группы в Париже и в Брюсселе
Д.П. Рябушинский был одни их основателей Русского высшего технического училища во Франции, много лет преподавал в этом училище, был заведующим кафедрой теоретической механики. Одновременно этот активный человек занимал посты Президент Русского философского общества и Ассоциации по сохранению русских культурных ценностей за рубежом. Являясь автором более 200 опубликованных научных работ, Д.П. Рябушинский получил в 1932 г. премию А. Базена и за экспериментальные исследования, впоследствии став членом-корреспондентом Парижской академии наук.
Русские ученые работали во многих отраслях научных знаний, успешно адаптировавшись в западноевропейскую научную среду. Одним из наиболее известных в области естествознания является С. Н. Виноградский, который с 1923 г. стал членом Французской АН и Лондонского королевского общества. Круг его научных интересов был сосредоточен на микробиологии. С 1922 г. ученый успешно руководил агробактериологическим отделом Пастеровского института. В этом же институте успешно работал над проблемами иммунитета у беспозвоночных ученик И. И. Мечникова и И. П. Павлова – С.И. Метальников, работы которого стали классическими в своей сфере.
Много сделал для развития французской палеологии, член Петербургской АН Н. И. Андрусов, который также был вынужден эмигрировать из России в 1919 г. Он жил в Париже, Праге и других городах, везде стараясь способствовать тому, чтобы у русских молодых людей был доступ к высшему образованию. Его биографы насчитали в числе его учеников более 50 человек русских, это при том, что умер он рано, в 1924 г..
Очень известным кораблестроителем является инженер А. М. Петров, живший и во Франции, затем в Бельгии. Вместе с В. И. Юркевичем Петров стал изобретателем гигантского турбоэлектрохода «Нормандия».
Много сделал для развития французской химической промышленности А.Е. Чичибабина. Он приехал во Францию после трагической гибели своей дочери в 1930 г. В 1936 г. он отказался вернуться в СССР и был лишен всех государственных наград на Родине. Но получил признание во Франции, в среде русских эмигрантов: был избран почетным членом Общества русских химиков в Париже, а также почетным членом Союза русских дипломированных инженеров во Франции.
Большой вклад в развитие французской фармацевтической промышленности внес химик А. А. Титов – член-корреспондент Французской АН.
Эти пример показывают, что русские ученые не только могли успешно проявить себя в качестве профессионалов в новой для себя культурной среде, но я старались активно продвигать именно русскую науку, быть связующим звеном между русской и западноевропейской наукой и культурой.
Было в среде русской эмиграции было много ученых, которые на обладали громкими, известными именами, но тем не менее являлись специалистами высокого уровня, которые смогли успешно подтвердить свою квалификацию и продолжали заниматься научной деятельностью, как в русских центрах, так и в французских научных заведениях.
Таким образом, мы видим, что русские ученые успешно адаптировались профессионально, не только влились во французскую научную среду и внесли значительный вклад в развитие французской науки, но и активно развивали русскую науку за рубежом, трепетно храня ее лучшие традиции. Авторитет русских ученых был так велик, что он позволил стать им проводником межнаучных и межкультурных связей.
Естественно, что без взаимопомощи и без взаимовыручки русские ученые не смогли бы добиться ничего подобного. Выше уже упоминалось о том, что русские ученые активно создавали русские научные и общественные организации, призванные, с одной стороны, сохранять русские научные традиции и передавать их молодому поколению, а с другой, развивать их.
Одной из таких форм объединения были Русские Академические группы – РАГ. Они создавались учеными во всех странах, куда волей судеб забрасывало русских ученых. Целью этой организации было, как уже отмечалось, сохранение русской науки за рубежом, поддержка русской научной молодежи, подготовка научных и культурных кадров для будущей свободной от большевиков Родины. Существовала такая группа и в Париже. Причем, она была наиболее мощной и известной. Первое ее заседание состоялось в феврале 1920 г., хотя формально она основана была позже - 14 мая 1920 г. В состав группы вошли ученые, жившие вне Франции: А. В. Зеньковский, М. И. Ростовцев, П. Б. Струве, о. Флоровский, о. Кассиан (Безобразов) и другие.
В первом заседании с российской стороны участвовали Е.В. Аничков, П.П. Гронский, В.В. Дюфур, С.И

50% статьи недоступно для прочтения

Закажи написание статьи по выбранной теме всего за пару кликов. Персональная работа в кратчайшее время!

Промокод действует 7 дней 🔥
Больше статей по истории:
Все Статьи по истории
Закажи статью

Наш проект является банком работ по всем школьным и студенческим предметам. Если вы не хотите тратить время на написание работ по ненужным предметам или ищете шаблон для своей работы — он есть у нас.