Логотип Автор24реферат
Задать вопрос
Статья на тему: Особенности защиты нематериальных благ и неимущественных прав граждан
67%
Уникальность
Аа
19148 символов
Категория
Право и юриспруденция
Статья

Особенности защиты нематериальных благ и неимущественных прав граждан

Особенности защиты нематериальных благ и неимущественных прав граждан .doc

Зарегистрируйся в два клика и получи неограниченный доступ к материалам,а также промокод Эмоджи на новый заказ в Автор24. Это бесплатно.

Конституцией Российской Федерации признаются высшей ценностью человек, его права и свободы, а соблюдение и защита этих прав и свобод определяются как неотъемлемая обязанность государства [1]. Закрепленные в Основном законе положения получили свое развитие в гражданском законодательстве: в частности, в ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) закреплен принцип неотчуждаемости прав и свобод человека, его нематериальных благ [2].
В широком смысле под благами понимается все то, что может, так или иначе, приносить пользу человеку. В связи с тем, что жизнь человека связана не только с материальным миром, ценность для него представляют не только вещи: большую роль играют такие блага, как здоровье человека, его честь и достоинство, его имя, неприкосновенность его частной жизни и др. Важность неимущественных благ предопределила развитие в гражданском праве соответствующего института и обусловила необходимость регламентации правовых механизмов их защиты.
Перечень нематериальных благ приведен в ст. 150 ГК РФ. Он включает в себя: жизнь и здоровье, достоинство личности, личную неприкосновенность и неприкосновенность частной жизни, честь и доброе имя, деловую репутацию, свободу передвижения и выбора места жительства, авторство и др. Таким образом, можно прийти к выводу, что нематериальные блага достаточно разнообразны и имеют различную природу. Так, жизнь и здоровье человека могут быть охарактеризованы, как явления биологического характера, честь и достоинство – как явления социально-психологического характера, личная и семейная тайна – как явления личностно-информационного характера и т. д. Указанная статья, однако, не включает в себя изображение гражданина, несмотря на то, что право на его охрану урегулировано ст. 152.1 ГК РФ. Кроме того, положениями гл. 8 ГК РФ не закрепляется понятие «нематериальных прав». То, что оставил без внимания законодатель, компенсирует научная литература: в самом общем смысле авторы под «нематериальными благами» понимают ценности, которые лишены экономического (имущественного) содержания и неразрывно связаны с субъектом права [8, c. 426]. Некоторые авторы предлагают более развернутые формулировки, трактуя нематериальное благо как объект субъективного гражданского права, не имеющий имущественного содержания, характеризующийся в силу закона неотчуждаемостью и строгой личной направленностью[16, c. 93].
Не закрепляет закон и определения понятия личных неимущественных прав, и в отношении данного понятия мнения ученых расходятся в значительной степени. Например, В. В. Короткова определяет неимущественные права как производные неимущественных благ, которые сопутствуют этим благам [11, c. 222]. М. А. Хватова, анализируя различные авторские точки зрения, приходит к выводу, что неимущественное право можно определить как юридическую возможность субъекта в соответствии с принадлежащей ему автономией воли выбирать поведенческие варианты, касающиеся его существования или социального поведения [18, с. 195]. На наш взгляд, наиболее корректным является подход Е. А. Кирилловой, которая справедливо указывает на то, что категория «неимущественное право» имеет дело не с благами как таковыми, а с общественными отношениями, объектами которых являются блага. В этой связи Е. А. Кириллова определяет нематериальные блага как индивидуальные ценности для личности, а неимущественные права – как обеспеченную законом возможность сохранять неприкосновенность нематериальных благ [9, c. 154–155]. Подход Е. А. Кирилловой представляется верным, поскольку право не может оказывать воздействие на благо непосредственно – оно лишь регулирует отношения, возникающие по поводу этого блага.
Примечательно, что в положениях ст. 150 ГК РФ закреплен перечень одних только нематериальных благ, что можно рассматривать как попытку разграничить понятия «неимущественное право» и «нематериальное благо». Об этом же свидетельствует исключение из ст. 150 ГК РФ указания на «иные личные неимущественные права» после принятия федерального закона № 142-ФЗ от 02.07.2013 г. [6], при сохранении в положениях статьи указания на «иные нематериальные блага». Такой шаг законодателя представляется логичным, поскольку неимущественное право и нематериальное благо не являются синонимичными дефинициями. Тем не менее, в различных нормах ГК РФ сохранились положения, по-прежнему не позволяющие провести четкое разграничение между нематериальными благами и неимущественными правами. В частности, в ст. 1112 ГК РФ закреплено правило, в соответствии с которыми не входят в состав наследства «личные неимущественные права и другие нематериальные блага» [5]. Таким образом, можно прийти к выводу, что гражданское законодательство требует дальнейшего совершенствования, прежде всего, внесения корректировок в положения, допускающих смешение понятий неимущественных прав и нематериальных благ

Зарегистрируйся, чтобы продолжить изучение работы

. Определенную ясность в данном вопросе могло бы внести закрепление в ст. 150 ГК РФ понятия «нематериальное благо».
Еще одним не решенным до конца вопросом остается вопрос о характере функции, которую право выполняет по отношению к неимущественным правам и нематериальным благам. Законодатель и представители научной среды имеют на этот счет различные точки зрения. Так, законодатель в ст. 2 ГК РФ устанавливает, что неимущественные и нематериальные блага защищаются нормами гражданского законодательства, а не регулируются ими. Данная норма дублируется и в ст. 150 ГК РФ. Однако некоторые ученые полагают, что право выполняет, скорее, регулятивную функцию [18, с. 196], а другие указывают на возможность единства охранительной и регулятивной функций [7, c. 14; 17, с. 64].
Полагаем, что в данном случае справедлива точка зрения второй группы авторов, поскольку, во-первых, положениями ст. 3 ГК РФ предусмотрено регулирование отношений, предусмотренных ст. 2 ГК РФ (т. е., в том числе возникших по поводу нематериальных благ), тогда как защита неотчуждаемых прав человека и его нематериальных благ является элементом гражданско-правового регулирования отношений, возникающих по поводу реализации неимущественных прав в гражданском обороте. Представляется, что для устранения неясности относительно характера функции, выполняемой правом, целесообразно указать в ст. 2 и ст. 150 ГК РФ, что нематериальные блага и неимущественные права регулируются и защищаются в соответствии с ГК РФ и иными законами в предусмотренных ими случаях и порядке.
По своей сути защита личных неимущественных прав и нематериальных благ является совокупностью предусмотренных гражданским законодательством правовых мер принудительного характера, при применении которых осуществляется восстановление нарушенных прав, а также оказывается воздействие на правонарушителя. Данные правовые меры перечислены в ст. 12 ГК РФ: к их числу относятся самозащита права, возмещение убытков, компенсация морального вреда и др. Кроме того, способы защиты закрепляются специализированными правовыми актами в конкретных областях жизнедеятельности. Так, например, ст. 62 Закона РФ «О средствах массовой информации» предусмотрена возможность возмещения морального вреда, причиненного противоправным распространением не соответствующих действительности сведений, если они порочат честь и достоинство гражданина или же причиняют ему иной неимущественный вред [3]. В ст. 15 закона РФ «О защите прав потребителей» закреплена обязанность причинителя вреда возместить потребителю товаров и услуг моральный вред [4].
Стоит отметить, что гражданско-правовая защита нематериальных благ и неимущественных прав имеет ряд особенностей. Во-первых, неимущественные права и нематериальные блага имеют абсолютный характер, что означает, что от их нарушения должны воздерживаться все без исключения лица, а механизм гражданско-правовой защиты включается тогда, когда данная обязанность не выполняется в добровольном порядке. Во-вторых, особенностью защиты нематериальных благ является их возобновление, в случае, если это возможно, вне зависимости от наличия виновных лиц. Как следствие, на нематериальные блага может быть осуществлено посягательство, тогда как применительно к личным неимущественным правам имеет место их нарушение. Также необходимо отметить, что применение предусмотренных ст. 12 ГК РФ мер возможно в случаях и пределах, вытекающих из существа нарушенного нематериального блага или неимущественного права и из характера последствий этого нарушения. Например, защита нарушенного нематериального блага не предполагает применения такой меры, как изменение и прекращение правоотношения, поскольку нематериальные блага возникают и существуют вне правоотношения [12, с. 50].
Одними из наиболее распространенных на практике в последние годы являются дела о защите чести, достоинства и деловой репутации: ежегодно в арбитражных судах и судах общей юрисдикции рассматривается около 6 тыс. дел данной категории (5 тыс. дел в судах общей юрисдикции и 0,8 тыс. дел в арбитражных судах) [14]. Согласно обзорам судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, чаще всего для защиты чести, достоинства и деловой репутации применяются такие способы, как опровержение распространенных ранее порочащих сведений, а также возмещение убытков и компенсация морального вреда [14].
Представители научной литературы отмечают, что иски о защите чести и достоинства являются сегодня одним из наиболее распространенных способов защиты, получивших также и достаточно четкое правовое регулирование [12, с. 50]. Тем не менее, с данным утверждением нельзя согласиться полностью, в связи с актуальностью некоторых вопросов. Так, например, С. весной 2015 г. разместила в социальных сетях пост с информацией о компании «Р», которая, со слов С., занизила цены на выполнение работ, в то время как из конкурсной документации следовало, что ее составитель – заказчик – мог состоять в сговоре с потенциальным исполнителем – компанией «Р», то есть в данном случае могли иметь место коррупционные явления

50% статьи недоступно для прочтения

Закажи написание статьи по выбранной теме всего за пару кликов. Персональная работа в кратчайшее время!

Промокод действует 7 дней 🔥
Больше статей по праву и юриспруденции:

Деформация воли и волеизъявления при совершении кабальных сделок

12255 символов
Право и юриспруденция
Статья
Уникальность

Элементы (черты) конституционного строя

9722 символов
Право и юриспруденция
Статья
Уникальность
Все Статьи по праву и юриспруденции
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач