Зарегистрируйся в два клика и получи неограниченный доступ к материалам,а также промокод на новый заказ в Автор24. Это бесплатно.
В современном обществе интеллектуальная собственность является одной из фундаментальных ценностей. Правоотношения, складывающиеся по поводу объектов авторских прав, выходят далеко за пределы частных отношений и приобретают исключительный интерес: как юридический в виде своеобразной правовой конструкции этого права, так и общественный в виде предъявляемых к нему требований культурно-просветительского свойства. Свобода творчества непосредственно зависит от защиты произведений интеллектуального труда. Неэффективность правовой защиты авторских прав приводит к сокращению числа заинтересованных в творчестве лиц, так как снижается потенциальная возможность извлечения автором произведения стабильного дохода от созданного им объекта авторского права.
Гражданское законодательство России предусматривает следующие категории прав, принадлежащих автору произведения:
1) исключительные права (имущественные права);
2) личные неимущественные права автора (право авторства и право автора на имя);
3) иные права (ст. 1226 ГК РФ). Действующим законодательством гарантируется защита как имущественных прав авторов, так и личных неимущественных прав автора на произведения. От того, какие права будут нарушены, зависит выбор конкретного способа защиты.
В статье 1255 Гражданского кодекса законодатель приводит перечень авторских прав, из которых можно выделить следующие личные неимущественные права: право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование.
Обращаясь к теории авторского права, следует отметить, что существует несколько подходов к самому пониманию авторского права и авторского права на имя. В современном законодательстве, эти права рассматриваются как независимые, а Гражданский кодекс дает следующие определения: "право авторства — право признаваться автором произведения и право автора на имя — право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно. "Законодатель отмечает, что эти права являются неотчуждаемыми и никак не может быть передано, в том числе и передача исключительных прав на произведение. Отказ от этих прав ничтожен.
Однако некоторые ученые высказывали свое видение данного вопроса, например, Б.С. Антимонов и Е.А. Флейшиц предлагали рассматривать право авторства и право на имя как самостоятельные правомочия в рамках права на имя, мотивируя это тем, что два эти права взаимосвязаны между собой и, как правило, нарушение одного сопряжено с нарушением второго. Так, например, если произведение публиковалось лицом, не являющимся автором, под своим именем или под именем третьего лица, то автор, защищая свое право на имя, также защищает и свое право признаваться автором. Безусловно, мнение интересное и заслуживает уважения, но согласиться с ним сложно, поскольку известны случаи, когда при соблюдении права авторства нарушалось право автора на имя. . Так, например, издательство, печатая произведение, указывает настоящие имя и фамилию автора, несмотря на то, что была изъявлена воля автора издавать произведение под псевдонимом. Здесь издательство не нарушает право автора признаваться автором, но напрямую нарушает право автора на имя.
Еще один интересный взгляд на рассматриваемую проблему был высказан Э.В. Ромовской. Она предлагала рассматривать право авторства в расширенном смысле, включающем в себя все правомочия автора на произведение. В своей работе она писала, что «…лицо, создавшее произведение, вправе считаться автором произведения не потому, что наделено правом авторства, а именно потому, что оно является его создателем… в случае присвоения третьим лицом произведения другого, последний вправе требовать защиты своих интересов не потому, что в его обладании находится право авторства, а только лишь потому, что это третье лицо участия в создании произведения не принимало» .
Интересно мнение Э.В. Ромовской еще и тем, что она проводит аналогию авторского права с правом собственности, на основании чего делает вполне обоснованный вывод: «…приспособив, конечно с существенными коррективами, идею о праве авторства к правам собственника, можно было бы сказать, что собственнику, помимо триады прав, принадлежит право считаться, что именно он собственник этой вещи, и требовать, чтобы никто другой себе этого права не присваивал».
Что касается права автора на имя, то действующее законодательство, например как отмечалось выше, предоставляет автору право выступать под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имя (анонимно). Однако И. В. Савельев, например, высказывает мнение, что "право на имя включает в себя не только возможность автору выбирать способ обозначения своего имени в публикации произведения, но и право требовать от третьих лиц указания выбранного ими имени при любом использовании произведения ". Однако вопрос о том, следует ли выделять это право отдельно, является спорным из-за доказательств заявления, так как любой правообладатель имеет право требовать от третьих лиц лица, уважающие его права.
Право на неприкосновенность произведения, содержание которого раскрывается ст. 1266 ГК РФ, является эволюцией статьи 15 Закона "об авторском праве и смежных прав", что дает автору " право защищать произведение, включая его название, от любого искажения или иного посягательства, способных нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора)."В то же время, эта статья является своего рода возвращение, но на новом, более высоком уровне, статьи 479 Гражданского кодекса РСФСР 1964 год, где, среди прочих прав, автору было предоставлено право на неприкосновенность произведения. Эта эволюция, по мнению В. В. Дорошкова, представляется целесообразным, поскольку право на неприкосновенность работы более надежная и более эффективная защита чем только право на защиту репутации. Например, законом Об авторском праве в ст. 15 установлена необходимость для автора доказать искажение произведения, а также другие посягательства на его произведения, если такие искажения наносят или могут нанести ущерб чести и достоинству авторская. Однако часть четвертая Гражданского кодекса, принятая позднее, устанавливает только достаточные требования для внесения изменений, сокращений или дополнений в работу.
Таким образом, провозглашается право на неприкосновенность труда, современное законодательство вобрало в себя опыт двух ранее существовавших нормы, регулирующие эти правоотношения
. С одной стороны, пункт 1 статьи 1266 Гражданского кодекса РФ не допускает без согласия автора произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение работы при использовании с иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментарием или любым другим объяснением. С другой стороны, пункт 2 статьи 1266 Гражданский кодекс Российской Федерации дает автору право требовать защиты своей чести, достоинства или деловой репутации, если они были опорочены (или имело место нарушение) извращение, искажение или иное изменение произведения.
В. В. Дорошков приходит к выводу, что закон предоставляет автору право защищать произведение от любых изменений, независимо от того, вызвано ли это изменение ущерб его чести, достоинству или деловой репутации от дискредитации чести, достоинства или деловой репутации автора, независимо от формы изменения произведения. Кроме того, некоторые ученые считают, что в последнем случае нужно говорить "не о нарушении право на неприкосновенность произведения и один из способов посягательства на достоинство автора путем посягательства на произведение».
Существует три вида юридической ответственности за нарушение прав автора: гражданская, административная и уголовная. Фундаментом защиты имущественных и личных неимущественных прав автора являются нормы гражданского законодательства. Однако когда нарушение авторского права содержит все признаки административного правонарушения или преступления, к нарушителям применяются административные или уголовные меры.
В постиндустриальном обществе результаты интеллектуальной деятельности входят в число важнейших объектов товарооборота. Специфика правовой охраны объектов интеллектуальной собственности отражена в принципе дуализма: «Нематериальные объекты интеллектуальной собственности объективно существуют только воплощенными в материальных объектах, в частности в товарах».
Общепризнанно, что хотя объекты нематериальной собственности естественным образом связаны с их материальными носителями, однако правомочия, составляющие интеллектуальную собственность, никогда не смешиваются с правом собственности на вещи. Данный принцип нашел законодательное закрепление в п. 1 и 2 ст. 1227 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) и сам по себе предметом научных споров в настоящее время не является. Между тем, вышеуказанная особенность объектов авторского права ставит перед законодателем ряд проблем, которые, как представляется, были решены в части четвертой ГК РФ далеко не лучшим образом. Являясь, по сути, нематериальным благом, произведение в современных условиях все больше воспринимается как объект имущественных отношений. Это противоречие обусловило четкое разделение исключительных прав автора на так называемые «экономические» (имущественные) и «моральные» (личные неимущественные), характерное для законодательства государств континентальной системы права, и в первую очередь — Франции (концепция droit d’auteur, которая и легла в основу Бернской конвенции 1886 г. по охране литературных и художественных произведений (далее — Бернская конвенция)). Континентальной системе права свойственно отношение к личным неимущественным правам, которое, по выражению Е.И. Каминской, можно охарактеризовать если не как благоговейное, то, во всяком случае, как чрезвычайно уважительное: во-первых, признание за каким-либо лицом имущественных прав на использование своего произведения непременно обусловливалось признанием за ним неимущественного права авторства; во-вторых, в судебной практике «перевес» в пользу автора в случае столкновения его интересов с интересами третьих лиц обосновывался именно тем, что ему принадлежат личные неимущественные права. По справедливому замечанию Б.Р. Расулова: «Востребованность результатов творческой деятельности в имущественном обороте неизбежно приводит к ослаблению значения личных неимущественных прав автора как основы авторского права в целом, а иногда к отрицанию присутствия в содержании авторских прав элементов, отражающих личный неимущественный интерес автора». В основе российского законодательства об авторском праве, традиционно тяготеющего к континентальной системе права, лежит уже упоминавшаяся выше французская концепция droit d’auteur. Примечательно, что СССР никогда не был участником Бернской конвенции, а Российская Федерация присоединилась к ней лишь в 1995 г., но, несмотря на это, в ранее действовавшем российском законодательстве (в частности, в Гражданском кодексе РСФСР 1964 г. и Законе РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах») неизменно проводилось деление субъективных прав автора на две группы: имущественные и личные неимущественные. Однако в ныне действующей части четвертой ГК РФ используется несколько иная классификация. Согласно определению ст. 1226 ГК РФ, интеллектуальные права включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие). Пункт 2 и 3 ст. 1255 ГК РФ установлено, что автору произведения принадлежат исключительное право на произведение; право авторства; право автора на имя; право на не прикосновенность произведения; право на обнародование произведения; в случаях, предусмотренных ГК РФ, автору произведения принадлежат и другие права, включая право на вознаграждение за служебное про изведение, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства. В вышеприведенных нормах ясно просматривается отступление от концепции droit d’auteur. Рассмотрим это подробнее:
1) к двум традиционно выделяемым группам субъективных прав авторов добавлена третья — так называемые иные права, не отнесенные ни к имущественным, ни к личным неимущественным. Хотя целесообразность такого нововведения далеко не бесспорна, само по себе оно не создавало бы существенных проблем, если бы часть четвертая ГК РФ содержала четкие и не противоречивые нормы, разграничивающие личные неимущественные и «иные» права автора. Однако, в настоящее время, такие нормы отсутствуют. Так, в ст. 1226 ГК РФ личные неимущественные права лишь упоминаются, но не называются. Пунктом 2 ст. 1228 ГК РФ установлено, что автору результата интеллектуальной деятельности принадлежит право авторства, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, право на имя и иные личные неимущественные права. Из этого следует, что право авторства и право автора на имя определенно отнесены ГК РФ к личным неимущественным правам, чего нельзя сказать об остальных правах автора, прежде традиционно классифицировавшихся как личные неимущественные
Закажи написание статьи по выбранной теме всего за пару кликов. Персональная работа в кратчайшее время!
Нужна помощь по теме или написание схожей работы? Свяжись напрямую с автором и обсуди заказ.
В файле вы найдете полный фрагмент работы доступный на сайте, а также промокод referat200 на новый заказ в Автор24.